Памятка для социального работника

    Новый закон – в поддержку людям.
    С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Социальным обслуживанием в России охватываются разные категории граждан: пенсионеры, инвалиды, безработные и других категории.

    Цель нового закона.
    Основная задача нового закона – развитие системы социального обслуживания граждан, повышение качества и эффективности предоставляемых услуг.

    Основные принципы социального обслуживания.
    - соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, гуманный характер, не допустимость унижения чести и достоинства человека;
    - равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
    - адресность предоставления социальных услуг;
    - добровольность;
    - конфиденциальность;
    - приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
    - сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.

    Кто может рассчитывать на социальную помощь от государства.

    Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности:

    полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или инвалидности; наличие в семье инвалида (в том числе ребенка-инвалида), нуждающегося в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка (в том числе находящегося под опекой, попечительством), испытывающего трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, а также отсутствие попечения над ними; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию; наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизни.

     

    Формы социального обслуживания

    социальное обслуживание на дому; стационарное обслуживание - предоставление соцуслуг при постоянном, круглосуточном проживании в организации социального обслуживания

    Виды социального обслуживания

    социально-бытовые, направлены на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; социально-медицинские, направлены на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями услуг для выявления отклонений в состоянии здоровья; социально-правовые, направлены на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; срочные социальные услуги, обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктами, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, юридической, экстренной психологической помощи (с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей), иные услуги. социальное сопровождение (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия).

    Права получателей социальных услуг.

    уважительное и гуманное отношение; получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах и стоимости, о возможности получения услуг бесплатно, о поставщиках услуг; выбор поставщика или поставщиков услуг; отказ от предоставления услуг; защиту своих прав и законных интересов; участие в составлении индивидуальных программ; обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих сантребованиям, и надлежащий уход; свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время; социальное сопровождение.

    Обязанности поставщиков социальных услуг.

    осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством; предоставлять услуги получателям в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров; предоставлять бесплатно в доступной форме получателям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости либо о возможности получать их бесплатно; использовать информацию о получателях услуг в соответствии с требованиями о защите персональных данных; предоставлять уполномоченному органу субъекта РФ информацию для формирования регистра получателей; осуществлять социальное сопровождение обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы; предоставлять получателям услуг возможность пользоваться услугами связи, и услугами почтовой связи при получении услуг; обеспечивать получателям услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами; обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей услуг.

    Что такое индивидуальная программа
    Документ, в котором указаны:

    форма социального обслуживания; вид обслуживания; объем; периодичность; условия; сроки предоставления социальных услуг; перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг; мероприятия по социальному сопровождению; составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах; пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года; пересмотр ИП осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы; ИП для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика услуг - обязательный характер; составляется в двух экземплярах. Экземпляр ИП, подписанный уполномоченным органом субъекта РФ, передается гражданину в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления;

    Договор о предоставлении социальных услуг
    В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, их стоимость в случае, если они предоставляются за плату (частичную плату).

    Плата за социальные услуги.
    Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и стационарного обслуживания предоставляются бесплатно:
    - несовершеннолетним детям;
    - лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
    -инвалидам и участникам в великой Отечественной войне.

     

     


    В этом разделе:

    Версия для слабовидящих

    Полезные ссылки